Проект EduXXI
Модификатор AcademiaXXI
Учебные пакеты
Программы
Решение задач
Методика
Новости
Киоск
Конкурс
Доска объявлений
Вопросы и ответы
Главная страница
English Главная страница Обратная связь Карта сайта

КОМПЬЮТЕР КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

07 января 2005 | Рубрика: Документы

О.В. Зимина
Московский энергетический институт, кафедра высшей математики
Москва 105835, Красноказарменная 14
E-mail: ZiminaOV@mpei.ru

Печатная публикация

О.В. Зимина. Компьютер как средство сохранения и развития образовательной среды
II Международная конференция “Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования”. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. С. 285—287.

Версия в rtf

Многочисленные проблемы, заставляющие говорить о кризисе высшего образования и снижении качества профессиональной и, особенно, базовой подготовки специалистов, являются предметом научных исследований и общественных дискуссий (см., напр., [1]). Здесь мы затрагиваем лишь одну из этих проблем и лишь один аспект ее возможного решения.

В последние годы происходит постепенное и не всегда заметное разрушение традиционной образовательной среды: книга как источник информации и средство коммуникации удаляется от студента. Учебная литература высокого научного и методического уровня часто оказывается невостребованной. Тому есть множество причин, важнейшей из которых является ограниченность интеллектуальных и временных ресурсов обусловленные растущей массовостью высшего образования и нарастанием объема и сложности информации. В том, что молодежь мало читает, часто обвиняют компьютер. Действительно, исследования психологов показали, что любые формы общения человека с компьютером накладывают определенный отпечаток на его личность. Компьютер формирует привычку к специфическим способам представления информации, повышенные требования к ее структуризации, лаконичности, модульности, наглядности и т.п.

Превращение компьютера из разрушителя образовательной среды в источник ее сохранения и развития означает использование специфических возможностей компьютера для решения следующих задач:

  • стимулировать потребность студентов в хорошей учебной книге,
  • включить учебники, в том числе, классические, в современный учебный процесс,
  • помочь выдающимся ученым и педагогам запечатлеть свой уникальный опыт для нынешних и будущих поколений учащихся.
  • Проведенные исследования роли компьютера в дидактике современного высшего образования [2], опыт создания и использования учебного комплекса [3], книг серии РЕШЕБНИК [4,5], компьютерного пакета РЕШЕБНИК.ВМ [6], а также участие в группе по разработке электронных учебников в рамках корпоративного проекта “Федеральный комплект курсов дистанционного обучения по циклу фундаментальных дисциплин высшего образования” показали, что основным средством решения поставленных задач являются электронные учебные издания различного типа и назначения. Поэтому методика разработки и применения таких изданий представляет большой интерес.

    Развивая положения ГОСТ 7.83-2001, мы определяем и характеризуем три вида электронных учебных изданий.
    I. Электронные версии печатного издания

    • факсимильная (детерминированная);
    • адаптируемая (недетерминированная).

    II. Одновременное издание печатного и электронного компонентов авторского произведения (т.н. «книга+ дискета»)
    III. Электронные учебники и учебные пособия (ЭУП)

    Мы показываем, что ЭУП наиболее эффективно используют возможности, предоставляемые компьютером для сохранения и развития образовательной среды, а также для формирования т.н. Единой Образовательно-Научной Информационной Среды (ЕОНИС).

    Мы задаем и обсуждаем два вопроса,

    1. Кто будет перерабатывать авторское произведение в электронное учебное издание того или иного типа?
    2. Готовы ли издательства, к редакционно-издательской подготовке электронных версий печатных изданий, изданий типа “книга + дискета” и электронных учебников и учебных пособий?

    При ответе на первый вопрос обычно называют энтузиастов — преподавателей, программистов, студентов и аспирантов, специализирующихся в области компьютерного моделирования, дизайна и т.п. Однако надо иметь в виду, что такая работа, адекватная учебным целям и возможностям компьютерного воплощения авторского замысла, выполненная на высоком методическом и художественном уровне, является задачей не менее сложной и достойной, чем, например, кинематографическое воплощение художественного произведения. Следовательно, эта работа требует достойного материального вознаграждения, соответствующей редакционно-издательской подготовки и юридически обоснованной системы распространения электронных изданий.

    Ответ на второй вопрос, к сожалению, отрицательный, поскольку редактированию, верстке и художественно-техническому оформлению электронных учебных изданий нигде не учат.

    Все этапы редакционно-издательской подготовки описаны в монографии [7]. Эта монография и публикации, посвященные методике разработки и применения таких изданий, служат основой для планомерной деятельности по сохранению и развитию образовательной среды.

    Литература

    1. Л.Д. Кудрявцев, А.И. Кириллов, М.А. Бурковская, О.В. Зимина. О тенденциях и перспективах математического образования. Высшее образование сегодня. N 4, 2002.
    2. О.В. Зимина, А.И. Кириллов. Фундаментальное инженерное образование в компьютеризированном обществе: Новые ориентиры. Проблемы теории и методики обучения. N 7, 2002.
    3. О.В. Зимина. Линейная алгебра и аналитическая геометрия. Учебный комплекс. М.: Изд-во МЭИ, 2000.
    4. О.В. Зимина, А.И. Кириллов, Т.А. Сальникова. Высшая математика (Решебник). М.: Наука, 2000.
    5. В.И. Афанасьев, О.В. Зимина, А.И. Кириллов, И.М. Петрушко, Т.А. Сальникова. Высшая математика. Специальные разделы (Решебник). М.: Наука, 2001.
    6. WWW.AcademiaXXI.ru
    7. О.В. Зимина. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003.

     

Copyright: А.И.Кириллов © 2024
Сделано на "Интернет Фабрике"
Проект EduXXI | Модификатор AcademiaXXI | Учебные пакеты | Программы | Решение задач | Методика | Новости | Киоск | Конкурс | Вопросы и ответы | Доска объявлений
Главная страница | Карта сайта | Обратная связь