Компьютер как средство сохранения и развития образовательной среды

О.В. Зимина
Московский энергетический институт, кафедра высшей математики
Москва 105835, Красноказарменная 14
E-mail: ZiminaOV@mpei.ru

Печатная публикация

О.В. Зимина. Компьютер как средство сохранения и развития образовательной среды
II Международная конференция “Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования”. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. С. 285—287.
Версия в rtf

Многочисленные проблемы, заставляющие говорить о кризисе высшего образования и снижении качества профессиональной и, особенно, базовой подготовки специалистов, являются предметом научных исследований и общественных дискуссий (см., напр., [1]). Здесь мы затрагиваем лишь одну из этих проблем и лишь один аспект ее возможного решения.

В последние годы происходит постепенное и не всегда заметное разрушение традиционной образовательной среды: книга как источник информации и средство коммуникации удаляется от студента. Учебная литература высокого научного и методического уровня часто оказывается невостребованной. Тому есть множество причин, важнейшей из которых является ограниченность интеллектуальных и временных ресурсов обусловленные растущей массовостью высшего образования и нарастанием объема и сложности информации. В том, что молодежь мало читает, часто обвиняют компьютер. Действительно, исследования психологов показали, что любые формы общения человека с компьютером накладывают определенный отпечаток на его личность. Компьютер формирует привычку к специфическим способам представления информации, повышенные требования к ее структуризации, лаконичности, модульности, наглядности и т.п.

Превращение компьютера из разрушителя образовательной среды в источник ее сохранения и развития означает использование специфических возможностей компьютера для решения следующих задач: