О.В. Зимина

ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Теори, методика, практика

Издательство МЭИ

Обложка книги В монографии предлагается новая концепция массового высшего образования. На ее основе сформулированы требования к современным печатным и электронным учебным пособиям, разработана методика и технология их создания, а также методика их использования при очной и дистанционной формах обучения. Особое внимание уделено применению компьютеров.
Для авторов, редакторов и издателей печатных и электронных учебных пособий, исследователей дидактики высшей школы и преподавателей, а также для студентов педагогических вузов и всех, интересующихся проблемами современного образования.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Введение
Глава 1.Теоретические аспекты массового образования
1.1. Очерк истории педагогических теорий и становления учебника
1.2. Педагогические технологии и формы обучения
1.3. Взаимные связи теории, методики, технологии и практики обучения
1.4. Концептуальные аспекты проблем современного высшего образования
Резюме
Глава 2.Современная образовательная среда и новая концепция массового образования
2.1. Возникновение фрагментов новой образовательной среды
2.1.1. Состояние образовательной среды
2.1.2. Потребности участников учебного процесса в учебных пособиях нового типа
2.1.3. Обзор печатных и электронных учебных пособий
2.2. Проблемы компьютеризации образования
2.3. Экоинформационная концепция высшего образования
2.3.1. Экоинформационная модель образовательной системы
2.3.2. Единая образовательно–научная информационная среда (ЕОНИС)
2.3.3. Обучаемый тандем студент + компьютер
2.3.4. Основные положения экоинформационной концепции
Резюме
Глава 3.Сегменты ЕОНИС. Учебные коллекции
3.1. Формирование сегментов ЕОНИС
3.1.1. Модульный принцип построения ЕОНИС
3.1.2. Форматы электронных документов и программные средства ЕОНИС
3.1.3. Пакет AcademiaXXI
3.2. Учебные коллекции
3.2.1. Структура учебной коллекции
3.2.2. Характеристика модулей учебной коллекции
Резюме
Глава 4.Методика и технология создания учебной коллекции
4.1. Учебный комплекс
4.1.1. Методические основы разработки учебного комплекса
4.1.2. Технология разработки учебного комплекса
4.1.3. Учебный комплекс “Линейная алгебра и аналитическая геометрия”
4.2. Книги и компьютерные пакеты РЕШЕБНИК
4.2.1. Методические основы разработки РЕШЕБНИКов
4.2.2. Технология разработки книг серии РЕШЕБНИК
4.2.3. Книги серии РЕШЕБНИК “Высшая математика” и “Высшая математика. Специальные разделы” и компьютерный пакет РЕШЕБНИК.ВМ
4.3. Электронные учебные пособия
4.3.1. Методические основы разработки ЭУП
4.3.2. Технология разработки ЭУП
4.3.3. ЭУП “Линейная алгебра и аналитическая геометрия”
Резюме
Глава 5.Редакционно–издательская подготовка учебных пособий
5.1. Предварительные сведения
5.2. Печатные учебные пособия
5.2.1. Совместная работа автора и редактора
5.2.2. Набор и верстка книги
5.2.3. Разработка художественного оформления книги
5.3. Электронные учебные пособия
5.3.1. Редактирование рукописи ЭУП
5.3.2. Компьютерная реализация ЭУП
5.3.3. Редактирование компьютерной реализации ЭУП
Резюме
Глава 6.Методика использования учебных коллекций
6.1. Модернизация лекций на основе учебных коллекций
6.2. Модернизация практических занятий на основе учебных коллекций
6.3. Организация самостоятельной работы студентов
6.4. Компьютеризация контроля знаний
Резюме
Заключение
Приложение. Законодательные и нормативные документы
Краткий словарь терминов
Библиографический список
Краткий именной указатель
Предметный указатель

ПРЕДИСЛОВИЕ

Каждое учебное пособие является каналом педагогического воздействия преподавателя на учащегося. В совокупности все такие воздействия сливаются в информационный шум. Сложилась ситуация, против которой еще в XVII в. возвышал голос великий педагог и мыслитель Ян Амос Коменский, писавший, что вредная привычка своевольно наводнять мир какой угодно писаниной должна совсем исчезнуть как вечный рассадник беспорядка. С появлением Интернета информационный шум многократно усилился. В этом шуме практически невозможно выделить систематический и исчерпывающий источник информации. Складывается парадоксальная ситуация: обилие учебных пособий не снижает, а усиливает потребность преподавателя и учащегося в новом учебном пособии, максимально адекватном тому конкретному учебному процессу, в который они вовлечены.

Эта книга призвана служить практическим руководством для авторов печатных и электронных учебных пособий нового типа. Она основана как на теоретических и исторических исследованиях дидактики высшего образования, так и на опыте создания и использования в педагогической практике коллекции печатных и электронных пособий по курсу Линейная алгебра и аналитическая геометрия, книг серии РЕШЕБНИК Высшая математикаи Высшая математика. Специальные разделы, а также сопровождающего их компьютерного пакета РЕШЕБНИК.ВМ, созданного на основе модуля STEM Plus пакета AcademiaXXI.

Первая и вторая главы этой книги посвящены теоретическим основам разработки учебных пособий. В них описано, как происходило становление педагогических принципов, которые легли в основу классических учебников, сформировавших традиционную образовательную среду. Показано, как в современных условиях массового высшего образования эта среда утрачивает свои информационные, коммуникативные и обучающие функции, какова роль компьютера в образовании, как и почему трансформируются компоненты педагогической системы (цели, содержание, методика и объекты обучения) и какими должны быть учебные пособия, адекватные новой педагогической системе. Эти главы адресованы всем интересующимся дидактикой высшей школы. Вместе с тем они могут быть полезны и для тех, кого волнуют проблемы среднего и среднего специального образования. Если читателя интересуют лишь конкретные этапы разработки учебного пособия и он готов принять на веру методику и технологию, рекомендуемую автором, то можно начать чтение сразу с третьей главы. Если же читателю захочется узнать, чем обоснованы эти рекомендации, или разработать собственную методику, целесообразно вернуться к началу книги.

В третьей и четвертой главах определены требования к программному, учебно–научному и методическому наполнению современной образовательной среды в виде учебных коллекций, даны методические рекомендации по созданию печатных и электронных учебных пособий, составляющих предметную учебную коллекцию, и описаны все технологические этапы их разработки. Эти главы адресованы в первую очередь авторам учебных пособий. Но они полезны также преподавателям и студентам, поскольку помогут им правильно выбрать учебные пособия.

В пятой главе освещены основные аспекты редакционно–издательской подготовки, набора и верстки современных печатных и особенно подробно электронных учебных изданий. Она может быть полезна не только авторам, но также редакторам и издателям учебных пособий, особенно электронных.

Шестая глава предназначена в первую очередь преподавателям, поскольку в ней рассматриваются методические вопросы использования учебных коллекций в аудиторной и самостоятельной работе студентов, а также для контроля их знаний и умений.

Автор благодарен Л.Т. Васильевой за любезно предоставленные материалы для раздела Редакционно–издательская подготовка учебных пособийи полезные обсуждения.

Автор выражает глубокую признательность А.И. Кириллову за то, что он внимательно прочитал рукопись и сделал много полезных замечаний и предложений, за плодотворное обсуждение принципиальных вопросов, а также за консультации по вопросам, связанным с использованием компьютеров в образовании и их программным обеспечением.

Автор будет благодарен всем, приславшим свои замечания и предложения на сайт www.AcademiaXXI.ru, и постарается учесть их в электронной версии этой книги.

По вопросам приобретения обращаться по адресу:
Издательство МЭИ 111259, Москва, ул. Красноказарменная, д.14.
Тел/факс (095) 362-02-13
E-mail: publish@admin.mpei.ac.ru