Теори, методика, практика
В монографии предлагается новая концепция массового высшего образования. На ее основе сформулированы требования к современным печатным и электронным учебным пособиям, разработана методика и технология их создания, а также методика их использования при очной и дистанционной формах обучения. Особое внимание уделено применению компьютеров.
Для авторов, редакторов и издателей печатных и электронных учебных пособий, исследователей дидактики высшей школы и преподавателей, а также для студентов педагогических вузов и всех, интересующихся проблемами современного образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие | ||||||
Введение | ||||||
Глава 1. | Теоретические аспекты массового образования | |||||
1.1. Очерк истории педагогических теорий и становления учебника | ||||||
1.2. Педагогические технологии и формы обучения | ||||||
1.3. Взаимные связи теории, методики, технологии и практики обучения | ||||||
1.4. Концептуальные аспекты проблем современного высшего образования | ||||||
Резюме | ||||||
Глава 2. | Современная образовательная среда и новая концепция массового образования | |||||
2.1. Возникновение фрагментов новой образовательной среды | ||||||
|
||||||
2.2. Проблемы компьютеризации образования | ||||||
2.3. Экоинформационная концепция высшего образования | ||||||
|
||||||
Резюме | ||||||
Глава 3. | Сегменты ЕОНИС. Учебные коллекции | |||||
3.1. Формирование сегментов ЕОНИС | ||||||
|
||||||
3.2. Учебные коллекции | ||||||
|
||||||
Резюме | ||||||
Глава 4. | Методика и технология создания учебной коллекции | |||||
4.1. Учебный комплекс | ||||||
|
||||||
4.2. Книги и компьютерные пакеты РЕШЕБНИК | ||||||
|
||||||
4.3. Электронные учебные пособия | ||||||
|
||||||
Резюме | ||||||
Глава 5. | Редакционно–издательская подготовка учебных пособий | |||||
5.1. Предварительные сведения | ||||||
5.2. Печатные учебные пособия | ||||||
|
||||||
5.3. Электронные учебные пособия | ||||||
|
||||||
Резюме | ||||||
Глава 6. | Методика использования учебных коллекций | |||||
6.1. Модернизация лекций на основе учебных коллекций | ||||||
6.2. Модернизация практических занятий на основе учебных коллекций | ||||||
6.3. Организация самостоятельной работы студентов | ||||||
6.4. Компьютеризация контроля знаний | ||||||
Резюме | ||||||
Заключение | ||||||
Приложение. Законодательные и нормативные документы | ||||||
Краткий словарь терминов | ||||||
Библиографический список | ||||||
Краткий именной указатель | ||||||
Предметный указатель |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Каждое учебное пособие является каналом педагогического воздействия преподавателя на учащегося. В совокупности все такие воздействия сливаются в информационный шум. Сложилась ситуация, против которой еще в XVII в. возвышал голос великий педагог и мыслитель Ян Амос Коменский, писавший, что вредная привычка своевольно наводнять мир какой угодно писаниной должна совсем исчезнуть как вечный рассадник беспорядка. С появлением Интернета информационный шум многократно усилился. В этом шуме практически невозможно выделить систематический и исчерпывающий источник информации. Складывается парадоксальная ситуация: обилие учебных пособий не снижает, а усиливает потребность преподавателя и учащегося в новом учебном пособии, максимально адекватном тому конкретному учебному процессу, в который они вовлечены.
Эта книга призвана служить практическим руководством для авторов печатных и электронных учебных пособий нового типа. Она основана как на теоретических и исторических исследованиях дидактики высшего образования, так и на опыте создания и использования в педагогической практике коллекции печатных и электронных пособий по курсу Линейная алгебра и аналитическая геометрия, книг серии РЕШЕБНИК Высшая математикаи Высшая математика. Специальные разделы, а также сопровождающего их компьютерного пакета РЕШЕБНИК.ВМ, созданного на основе модуля STEM Plus пакета AcademiaXXI.
Первая и вторая главы этой книги посвящены теоретическим основам разработки учебных пособий. В них описано, как происходило становление педагогических принципов, которые легли в основу классических учебников, сформировавших традиционную образовательную среду. Показано, как в современных условиях массового высшего образования эта среда утрачивает свои информационные, коммуникативные и обучающие функции, какова роль компьютера в образовании, как и почему трансформируются компоненты педагогической системы (цели, содержание, методика и объекты обучения) и какими должны быть учебные пособия, адекватные новой педагогической системе. Эти главы адресованы всем интересующимся дидактикой высшей школы. Вместе с тем они могут быть полезны и для тех, кого волнуют проблемы среднего и среднего специального образования. Если читателя интересуют лишь конкретные этапы разработки учебного пособия и он готов принять на веру методику и технологию, рекомендуемую автором, то можно начать чтение сразу с третьей главы. Если же читателю захочется узнать, чем обоснованы эти рекомендации, или разработать собственную методику, целесообразно вернуться к началу книги.
В третьей и четвертой главах определены требования к программному, учебно–научному и методическому наполнению современной образовательной среды в виде учебных коллекций, даны методические рекомендации по созданию печатных и электронных учебных пособий, составляющих предметную учебную коллекцию, и описаны все технологические этапы их разработки. Эти главы адресованы в первую очередь авторам учебных пособий. Но они полезны также преподавателям и студентам, поскольку помогут им правильно выбрать учебные пособия.
В пятой главе освещены основные аспекты редакционно–издательской подготовки, набора и верстки современных печатных и особенно подробно электронных учебных изданий. Она может быть полезна не только авторам, но также редакторам и издателям учебных пособий, особенно электронных.
Шестая глава предназначена в первую очередь преподавателям, поскольку в ней рассматриваются методические вопросы использования учебных коллекций в аудиторной и самостоятельной работе студентов, а также для контроля их знаний и умений.
Автор благодарен Л.Т. Васильевой за любезно предоставленные материалы для раздела Редакционно–издательская подготовка учебных пособийи полезные обсуждения.
Автор выражает глубокую признательность А.И. Кириллову за то, что он внимательно прочитал рукопись и сделал много полезных замечаний и предложений, за плодотворное обсуждение принципиальных вопросов, а также за консультации по вопросам, связанным с использованием компьютеров в образовании и их программным обеспечением.
Автор будет благодарен всем, приславшим свои замечания и предложения на сайт www.AcademiaXXI.ru, и постарается учесть их в электронной версии этой книги.
По вопросам приобретения обращаться по адресу:
Издательство МЭИ 111259, Москва, ул. Красноказарменная, д.14.
Тел/факс (095) 362-02-13
E-mail: publish@admin.mpei.ac.ru