О.В. Зимина
Московский энергетический институт
Печатная публикация
О.В. Зимина. Проблемное обучение высшей математике в технических вузах
Высшее математическое образование. 2006, N 4. С. 55—78.
Версия в rtf
Предлагаются методические решения проблем активизации познавательной деятельности студентов и повышения их интереса к изучению высшей математики. Наш подход базируется на известных результатах психологических исследований познавательного процесса вообще и психолого-педагогических исследований проблемного обучения, в частности.
В § 1 представлен краткий экскурс в историю проблемного обучения, цель которого — выяснить, почему методы софистов, Сократа, схоластов оказались невостребованными педагогической системой массового обучения, сложившейся в эпоху Коменского и по су-ществу сохранившей главенствующее значение в современном образовании. В дальней-шем это поможет ответить на другой вопрос: возможен ли сегодня плодотворный синтез этих двух методических систем и как реализовать такой синтез в массовом высшем обра-зовании?
В § 2 обсуждаются психолого-педагогические основы проблемного обучения, роль проблемной ситуации в формировании познавательной потребности учащегося, этапы проблемного обучения и их связь с компонентами учебной деятельности. Принимая во внимание существование определенных различий в педагогических трактовках проблемного обучения, мы, в основном, будем опираться на положения, разработанные А.М. Матюшкиным.
В § 3 анализируются особенности высшей математики как учебной дисциплины в инженерном вузе, наиболее существенные для разработки методов проблемного обучения. Основное внимание уделено роли задач в проблемном обучении математике.
В § 4 анализируются типы и приводятся конкретные примеры проблемных ситуаций на лекциях и практических занятиях, предлагаются способы их выявления при изучении разных разделов курса высшей математики.
В § 5 исследуются особенности проблемного обучения, связанные с тем, что в компьютеризированном обществе объектом обучения является студент, осведомленный о возможностях компьютера и ориентированный на то, что свои учебные и профессиональные задачи он будет решать совместно с компьютером.
В Заключении показано, что проведенное исследование позволяет сделать вывод о возможности инкорпорировать проблемные методы, характерные для индивидуального обучения, в дидактическую систему массового профессионального образования. Этого позволяют добиться новые средства обучения (в первую очередь, компьютер) и новые образовательные технологии, основанные на формировании и использовании единой образовательно-научной информационной среды (ЕОНИС), компонентами которой являются согласованные совокупности печатных и электронных учебно-методических пособий — так называемые предметные учебные коллекции.