О.В. Зимина
Московский энергетический институт, кафедра высшей математики
Москва 105835, Красноказарменная 14
E-mail: ZiminaOV@mpei.ru
Печатная публикация
О.В. Зимина. Компьютер как средство сохранения и развития образовательной среды
II Международная конференция “Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования”. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. С. 285—287.
Версия в rtf
Многочисленные проблемы, заставляющие говорить о кризисе высшего образования и снижении качества профессиональной и, особенно, базовой подготовки специалистов, являются предметом научных исследований и общественных дискуссий (см., напр., [1]). Здесь мы затрагиваем лишь одну из этих проблем и лишь один аспект ее возможного решения.
В последние годы происходит постепенное и не всегда заметное разрушение традиционной образовательной среды: книга как источник информации и средство коммуникации удаляется от студента. Учебная литература высокого научного и методического уровня часто оказывается невостребованной. Тому есть множество причин, важнейшей из которых является ограниченность интеллектуальных и временных ресурсов обусловленные растущей массовостью высшего образования и нарастанием объема и сложности информации. В том, что молодежь мало читает, часто обвиняют компьютер. Действительно, исследования психологов показали, что любые формы общения человека с компьютером накладывают определенный отпечаток на его личность. Компьютер формирует привычку к специфическим способам представления информации, повышенные требования к ее структуризации, лаконичности, модульности, наглядности и т.п.
Превращение компьютера из разрушителя образовательной среды в источник ее сохранения и развития означает использование специфических возможностей компьютера для решения следующих задач:
- стимулировать потребность студентов в хорошей учебной книге,
- включить учебники, в том числе, классические, в современный учебный процесс,
- помочь выдающимся ученым и педагогам запечатлеть свой уникальный опыт для нынешних и будущих поколений учащихся.
- факсимильная (детерминированная);
- адаптируемая (недетерминированная).
- Кто будет перерабатывать авторское произведение в электронное учебное издание того или иного типа?
- Готовы ли издательства, к редакционно-издательской подготовке электронных версий печатных изданий, изданий типа “книга + дискета” и электронных учебников и учебных пособий?
- Л.Д. Кудрявцев, А.И. Кириллов, М.А. Бурковская, О.В. Зимина. О тенденциях и перспективах математического образования. Высшее образование сегодня. N 4, 2002.
- О.В. Зимина, А.И. Кириллов. Фундаментальное инженерное образование в компьютеризированном обществе: Новые ориентиры. Проблемы теории и методики обучения. N 7, 2002.
- О.В. Зимина. Линейная алгебра и аналитическая геометрия. Учебный комплекс. М.: Изд-во МЭИ, 2000.
- О.В. Зимина, А.И. Кириллов, Т.А. Сальникова. Высшая математика (Решебник). М.: Наука, 2000.
- В.И. Афанасьев, О.В. Зимина, А.И. Кириллов, И.М. Петрушко, Т.А. Сальникова. Высшая математика. Специальные разделы (Решебник). М.: Наука, 2001.
- WWW.AcademiaXXI.ru
- О.В. Зимина. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003.
Проведенные исследования роли компьютера в дидактике современного высшего образования [2], опыт создания и использования учебного комплекса [3], книг серии РЕШЕБНИК [4,5], компьютерного пакета РЕШЕБНИК.ВМ [6], а также участие в группе по разработке электронных учебников в рамках корпоративного проекта “Федеральный комплект курсов дистанционного обучения по циклу фундаментальных дисциплин высшего образования” показали, что основным средством решения поставленных задач являются электронные учебные издания различного типа и назначения. Поэтому методика разработки и применения таких изданий представляет большой интерес.
Развивая положения ГОСТ 7.83-2001, мы определяем и характеризуем три вида электронных учебных изданий.
I. Электронные версии печатного издания
II. Одновременное издание печатного и электронного компонентов авторского произведения (т.н. «книга+ дискета»)
III. Электронные учебники и учебные пособия (ЭУП)
Мы показываем, что ЭУП наиболее эффективно используют возможности, предоставляемые компьютером для сохранения и развития образовательной среды, а также для формирования т.н. Единой Образовательно-Научной Информационной Среды (ЕОНИС).
Мы задаем и обсуждаем два вопроса,
При ответе на первый вопрос обычно называют энтузиастов — преподавателей, программистов, студентов и аспирантов, специализирующихся в области компьютерного моделирования, дизайна и т.п. Однако надо иметь в виду, что такая работа, адекватная учебным целям и возможностям компьютерного воплощения авторского замысла, выполненная на высоком методическом и художественном уровне, является задачей не менее сложной и достойной, чем, например, кинематографическое воплощение художественного произведения. Следовательно, эта работа требует достойного материального вознаграждения, соответствующей редакционно-издательской подготовки и юридически обоснованной системы распространения электронных изданий.
Ответ на второй вопрос, к сожалению, отрицательный, поскольку редактированию, верстке и художественно-техническому оформлению электронных учебных изданий нигде не учат.
Все этапы редакционно-издательской подготовки описаны в монографии [7]. Эта монография и публикации, посвященные методике разработки и применения таких изданий, служат основой для планомерной деятельности по сохранению и развитию образовательной среды.
Литература