Проект EduXXI
Модификатор AcademiaXXI
Учебные пакеты
Программы
Решение задач
Методика
Новости
Киоск
Конкурс
Доска объявлений
Вопросы и ответы
Главная страница
English Главная страница Обратная связь Карта сайта

Примеры

01 июня 2019 | Рубрика: Учебная коллекция

Пример 1. Найдем образ, ядро, ранг и дефект линейного оператора ^AX3X3 , заданного матрицей

A =
1 2 1
3 −1 1
2 4 2
 .

 

Решение.

1. Обозначим e1 , e2 , e3 базис пространства X3 , в котором задана матрица, тогда в соответствии с определением матрицы оператора, ее столбцы — это координатные столбцы образов базисных векторов ^Ae1 , ^Ae2 , ^Ae3 (для наглядности мы запишем эти векторы над верхней строкой матрицы A ). Приводим матрицу A к гауссову виду (вручную или с помощью компьютера):

^Ae1 ^Ae2 ^Ae3
A = 1 2 1 ~ 1 0 3/7
3 −1 1 0 1 2/7
2 4 2 0 0 0

1–й и 2–ой столбцы редуцированной матрицы линейно независимы, а 3–й является их линейной комбинацией. Следовательно, Rg A = 2 .

2. Находим ранг и образ оператора:

Rg ^A = Rg A = 2 .

1–й и 2–ой столбцы исходной матрицы линейно независимы и, следовательно, векторы ^Ae1 и ^Ae2 образуют базис в Img ^A (они линейно независимы, так как линейно независимы их координатные столбцы). Обозначим их g1 , g2 .

Имеем:

Rg ^A = dim Img ^A = Rg A = 2.

Базис в Img ^A :

g1 =
1
3
2
,     g2 =
2
−1
4
 .

Следовательно, образ оператора можно описать так:

Img ^A = α1g1 + α2g2 = α1
1
3
2
+ α2
2
−1
4

где α1 и α2 — произвольные числа.

Геометрическая интерпретация.

Поскольку X3 – трехмерное пространство, то его можно интерпретировать как пространство геометрических векторов V3 . Тогда Img ^A — плоскость, натянутая на векторы g1 , g2 (рис. 1).

Известно, что для того, чтобы написать уравнение плоскости, нужно знать ее нормальный вектор и какую–либо точку, принадлежащую плоскости.

Находим нормальный вектор плоскости n как векторное произведение векторов g1 и g2 :

n = [g1 × g2] =
i j k
1 3 2
2 −1 4
= 14i − 0j − 7k

или любой коллинеарный ему вектор, например, n = {2, 0, −1} . В качестве точки, через которую проходит искомая плоскость, можно взять ( 0, 0, 0) , так как Img ^A — линейное пространство и, следовательно, содержит нулевой элемент. Таким образом, уравнение плоскости имеет вид:

2xz = 0.

3. Находим дефект и ядро оператора.

По теореме Def ^A = n − Rg ^A , где n — размерность пространства Xn . В нашем случае Def ^A = 3 − 2 = 1 , следовательно, нужно найти один вектор, принадлежащих ядру оператора. Воспользуемся линейными соотношениями между столбцами:

^Ae3 = 3/7 · ^Ae1 + 2/7 · ^Ae2.

Перенесем все слагаемые в одну сторону и воспользуемся линейностью оператора:

^A( −3/7e1 − 2/7e2 + e3) = θ.

По определению Ker ^A = {«x^Ax = θ} . Следовательно, вектор, стоящий в скобках h1 = −3/7e1 − 2/7e2 + e3 принадлежит ядру оператора и образует в нем базис:

h1 =
−3/7
−2/7
1

Следовательно, ядро оператора можно описать так:

Ker ^A = β1h1 = β1
−3/7
−2/7
1
,

где β1 — произвольное число.

Геометрическая интерпретация. Поскольку dim Ker ^A = 1 , ядро оператора ^A можно интерпретировать как прямую в трехмерном пространстве с направляющим вектором a = h1 = { −3/7, −2/7, 1} (или любым ему коллинеарным, например a = {3, 2, −7} ), проходящую через начало координат.

Тогда уравнения этой прямой:

x
3

  =  

y
2

  =  

z
−7

.

Пример 2. Найдем образ, ядро, ранг и дефект линейного оператора ^AX5Y3 , заданного матрицей

A =
0 1 2 −3 0
2 −1 3 0 4
2 0 5 −3 4

Решение.

1. Обозначим e1 , e2 , e3 , e3 , e4 , e5 базис пространства X5 , тогда в соответствии с определением матрицы оператора, ее столбцы — это координатные столбцы образов базисных векторов ^Ae1,   … ,  ^Ae5 (для наглядности мы запишем эти векторы над верхней строкой матрицы A ). Приводим матрицу A к гауссову виду (вручную или с помощью компьютера):

^Ae1 ^Ae2 ^Ae3 ^Ae4 ^Ae5
0 1 2 −3 0 1 0 5/2 −3/2 2
2 −1 3 0 4 ~ 0 1 2 −3 0
2 0 5 −3 4 0 0 0 0 0

1–й и 2–ой столбцы редуцированной матрицы линейно независимы, а остальные являются их линейной комбинацией. Следовательно, RgA = 2 .

2. Находим ранг и образ оператора.

Rg ^A = Rg A = 2 .

1–й и 2–ой столбцы исходной матрицы линейно независимы и, следовательно, векторы ^Ae1,  ^Ae2 образуют базис в Img ^A (они линейно независимы, так как линейно независимы их координатные столбцы). Обозначим их g1 , g2 .

Имеем:

Rg ^A = dim Img ^A = Rg A = 2.

Базис в Img ^A :

g1 =
0
2
2
,     g2 =
1
−1
0
 .

Следовательно, образ оператора можно описать так:

Img ^A = α1g1 + α2g2 = α1
0
2
2
+ α2
1
−1
0
,

где α1 и α2 — произвольные числа.

Геометрическая интерпретация. Поскольку Img ^A М Y3 , а Y3 — трехмерное пространство, то Img ^A можно интерпретировать как плоскость, натянутую на векторы g1 , g2 .

Находим нормальный вектор плоскости n как векторное произведение векторов g1 и g2 :

n = [g1 × g2] =
i j k
0 2 2
1 −1 0
= 2i + 2j − 2k

или любой коллинеарный ему вектор, например, n = { 1, 1, −1} . В качестве точки, через которую проходит искомая плоскость, можно взять (0, 0, 0) , так как Img ^A — линейное пространство и, следовательно, содержит нулевой элемент. Таким образом, уравнение плоскости имеет вид:

x + yz = 0.

3. Находим дефект и ядро оператора.

По теореме Def ^A = n − Rg ^A , где n — размерность пространства Xn . В нашем случае Def ^A = 5 − 2 = 3 , следовательно, надо найти в исходном пространстве X5 линейно независимую систему из трех векторов, таких, что ˜Ax = θ .

Воспользуемся линейными соотношениями между столбцами оператора ^A, а также линейностью оператора ^A :

^Ae3 = (5/2) ^Ae1 + 2^Ae2 Ю

^A ((5/2)e1 + 2e2e3) = θ Ю

h1 =

5
2

· e1 + 2 · e2 − 1 · e3 + 0 · e4 + 0 · e5.

Таким образом, мы нашли первый вектор ядра:

h1 =
5/2
2
−1
0
0
 .

Так как Ker ^A М X5 , количество координат у базисных векторов ядра должно быть равно пяти!

Аналогично находим остальные векторы ядра:

h2 = (3/2)e1 + 3e2 + e4   и   h3 = 2e1e5 ,

т.е.

h2 =
3/2
3
0
1
0
    и     h3 =
2
0
0
0
−1

Эти векторы линейно независимы (убедитесь в этом, составив матрицу из их координатных столбцов и вычислив ее ранг) и, следовательно, образуют базис в ядре оператора.

Ядро оператора можно описать так:

Ker^A = β1h1 + β2h2 + β3h3 =

= β1
5/2
2
−1
0
0
+ β2
3/2
3
0
1
0
+ β3
2
0
0
0
−1
 ,

где β1 β2 , и β3 — произвольные числа.

 

Copyright: А.И.Кириллов © 2024
Сделано на "Интернет Фабрике"
Проект EduXXI | Модификатор AcademiaXXI | Учебные пакеты | Программы | Решение задач | Методика | Новости | Киоск | Конкурс | Вопросы и ответы | Доска объявлений
Главная страница | Карта сайта | Обратная связь