Учебные пособия серии РЕШЕБНИК создаются в рамках проекта EduXXI, начатого О.В. Зиминой и А.И. Кирилловым в апреле 1999 г. Главная цель EduXXI — максимально облегчить учебу, сделать ее интересной и побуждающей к самостоятельным исследованиям. Основными средствами достижения этой цели в проекте EduXXI служат компьютеры и учебные пособия нового типа — учебные комплексы и решебники.
Учебный комплекс соответствует программе дисциплины и содержит конспекты лекций, разработки практических занятий с подробным решением типовых примеров, задачи и упражнения для самостоятельного решения, контрольные вопросы по всем темам (с ответами), варианты контрольных работ, а также программы зачета и экзамена с образцами зачетного и экзаменационного билетов. Пока в России существует только один учебный комплекс — книга “Линейная алгебра и аналитическая геометрия” О.В. Зиминой (М.: Изд–во МЭИ, 2000.— 328 с.).
Идейной основой учебного комплекса послужили суждения Коменского о том, какими должны быть учебники, предназначенные для массового и доступного образования:
- “…некая универсальная книга, которая сама бы преподносила все необходимое таким образом, чтобы ничто не могло остаться нераскрытым”;
- “…каждая из книг должна содержать в себе курс соответствующего класса — так, чтобы каждый ученик был уверен, что он все свое носит с собой и что никто не лишит его этого достояния, и тем усерднее старался плавать по своему малому океану”;
- “…необходимо распределить учебный материал как можно точнее, по годовым, месячным, дневным и часовым программам”;
- “…книги должны быть одного и того же издания, чтобы в них совпадали не только страницы и строки, но и все остальное”;
- “…главное, чтобы все книги были написаны очень ясно и были понятны не только в школе при объяснении, но и самоучкам вне школы”.
Эти суждения, а также анализ мнений педагогов–исследователей и практиков о требованиях, предъявляемых к современному вузовскому учебнику, а также потребностей студентов и преподавателей в учебных пособиях нового типа положены в основу предлагаемой методики разработки учебного комплекса по базовым дисциплинам инженерного образования. Эта методика апробирована при разработке учебного комплекса “Линейная алгебра и аналитическая геометрия” и доказала свою эффективность.
Учебный комплекс является основной учебной книгой по данной дисциплине (или ее большому разделу), используемой преподавателями и студентами в аудитории и студентами в самостоятельной работе, как при очной, так и при дистанционной формах обучения. Поэтому он должен совмещать функции учебника, задачника, лабораторного практикума и репетитора–тренажера и соответствовать общедидактическим принципам, предъявляемым к содержанию, структуре и методике изложения учебного материала. Основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала определяются дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта.
Многие исследователи подчеркивают, что в учебнике в той или иной мере запрограммирована определенная методика обучения. По мнению В.П. Беспалько, невозможно однозначно научить работе с учебной книгой: она должна сама говорить, что с ней надо делать, как по ней учиться. Это означает, что при разработке учебного комплекса особое внимание следует уделить формированию его дидактического аппарата.
Учебный комплекс является отражением диалектики объективного и субъективного в образовании. С одной стороны, наличие учебного комплекса освобождает студента от прямой зависимости от преподавателя и от опасений что–то не успеть записать, осмыслить, пропустить, повышает эффективность самостоятельной работы, способствует выравниванию возможностей успешно учиться. С другой стороны, учебный комплекс повышает роль преподавателя как руководителя и консультанта, раскрепощает его, дает простор для творчества в преподавании, расширяет возможности индивидуального подхода к обучению студентов. Компьютерная поддержка и методическое сопровождение многократно усиливают все перечисленные достоинства и добавляют к ним новые, главнейшим из которых является существенная экономия времени студента и преподавателя.
Учебные комплексы создаются и внедряются в учебный процесс в следующих целях:
- обеспечить студентов учебным пособием, точно соответствующим программе учебной дисциплины и учебному процессу;
- обеспечить студентов и преподавателей удобным пособием для аудиторной работы;
- обеспечить студентов пособием для самостоятельной работы как при очной, так и при дистанционной форме обучения в соответствии с принципами равного доступа к информации и равных возможностей ее усвоения;
- решить проблему нехватки времени на лекциях и практических занятиях;
- расширить возможности контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков;
- обеспечить возможности для постепенного совершенствования организации учебного процесса.
Эти цели определяют функции учебных комплексов в учебном процессе и формируют следующие основные требования, к ним предъявляемые:
- комплекс должен содержать материалы лекций, практических занятий, лабораторных работ, разнообразные приложения для самоконтроля, исторические и другие необходимые сведения;
- комплекс должен соответствовать федеральным образовательным стандартам, учебному плану, программе данной учебной дисциплины и учебному процессу, причем объем и содержание каждой лекции, практического занятия, лабораторной работы и домашнего задания должны соответствовать реальным временнми интеллектуальным возможностям студентов;
- комплекс должен предусматривать программное обеспечение компьютерной поддержки;
- комплекс должен иметь высокий научный и методический уровень, сертифицированный грифом Министерства образования;
- учебный материал комплекса должен быть изложен лаконично, понятно и безупречно грамотно;
- комплекс должен содержать примеры, иллюстрирующие определения и теоремы, а также примеры, подробно и понятно разъясняющие методы (алгоритмы) решения типовых задач;
- комплекс должен содержать развитый аппарат организации усвоения материала: теоретические вопросы и упражнения в конце каждой лекции, формулировку цели занятия и теоретические вопросы, предваряющие практическую часть занятия, задачи и упражнения для самостоятельной работы студентов, материалы для самоконтроля по каждой теме (с ответами и указаниями), а также варианты контрольных и лабораторных работ, коллоквиумов, примерные программы и образцы билетов для зачета и экзамена;
- стиль и методика изложения должны побуждать к творчеству, вызывать желание углубить полученные знания, в частности, используя модули расширения;
- комплекс должен быть универсальным и доступным для студентов и преподавателей через библиотеки вузов;
- комплекс должен иметь электронную версию, пригодную для совершенствования, адаптации и создания рабочих тетрадей.
Особо отметим, что компьютерная поддержка разрабатывается согласно дидактическим принципам обучения тандема и описывается в комплексе таким образом, чтобы в процессе обучения совершенствовалось программное обеспечение компьютера и развивалась способность студента пользоваться компьютером в соответствии с дидактическими задачами каждого этапа обучения.
Очевидно, что централизованное распространение учебных комплексов может иметь отрицательные последствия из–за неизбежных научных и методических недостатков, проявления в содержании и форме конкретного комплекса личных пристрастий и стереотипов и т.п. Необходимо также учитывать педагогические и психологические минусы стандартизации обучения. Именно поэтому наличие адаптируемой электронной версии учебного комплекса является qвесьма существенным требованием. В этой связи проблемы отношения объективного и субъективного факторов в преподавании и роли вузовского преподавателя в новых условиях нуждаются в специальном исследовании. Заметим, что аналогичные проблемы в школьном образовании давно и широко обсуждаются научной и педагогической общественностью.