Электронное учебное пособие используется в качестве первичного источника информации и дидактического средства, позволяющего студентам в соответствии с учебным графиком максимально быстро и эффективно освоить необходимый теоретический и практический минимум, подготовиться к аудиторным занятиям, а также выполнить текущие задания, используя компьютерную поддержку.
Эффективность применения ЭУП на первом уровне самостоятельной работы обеспечивается его модульной структурой, наличием компактных теоретических ядер и большого количества примеров, удобными способами навигации, наличием разнообразных дидактических элементов, использованию мультимедийных средств, компьютерной поддержки и возможностей самоконтроля.
Использование ЭУП создает необходимую основу и мотивацию для перехода на второй уровень самостоятельной познавательной деятельности, обеспеченный учебным комплексом, решебником и модулями расширения. На этом уровне осуществляется более детальная подготовка к лекциям и практическим занятиям, выполнение типовых расчетов, лабораторных, контрольных и курсовых работ. На третьем уровне овладения предметом ЭУП является источником быстрой справки, а также становится доминирующим модулем в качестве основы для создания личного электронного помощника (ЛЭП).
ЭУП имеет модульную структуру. Весь учебный материал, определенный образовательными стандартами и федеральными программами для соответствующих специальностей, разделен на темы. В свою очередь, каждая тема разбита на модули, минимальные по объему и замкнутые по содержанию. Каждый модуль содержит блоки “Теоретическое ядро”, “Вопросы”, “Примеры” и “Задачи”. Дополнительно в каждой теме предусмотрены справочный и историко–биографический модули, а также модуль “Контрольная работа”.
Для активизации самостоятельной деятельности студентов по изучению учебной дисциплины каждый блок снабжен страницей “Заметки”, предполагающей нижеследующие цели использования:
- в блоке “Теория” для дополнений и пояснений;
- в блоке “Вопросы” для ответов и дополнительных вопросов;
- в блоке “Примеры” для пояснений и дополнительных примеров.
Предусмотрена также страница “Заметки” для всей темы, в которую предполагается вносить обобщающие замечания преподавателя, примеры и задачи прикладного характера, дополнительные материалы и т.п.
В обучающих блоках текстовая составляющая минимизирована, для пояснений используются иллюстрации и специфические компьютерные средства (всплывающие подсказки, раскрывающиеся фрагменты и т.п.), а во 2–й версии — средства мультимедиа.
Система навигации обеспечивает прямые переходы из любого модуля (блока) к главной странице темы, к оглавлению и к предметному указателю, любые переходы между блоками одного модуля, а также вперед и назад по уже просмотренной последовательности кадров.
Все файлы ЭУП выполнены в открытых форматах (RTF и HTML), что позволяет приспосабливать ЭУП в процессе учебы к нуждам конкретного пользователя, варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, а также модифицировать электронные документы в целях превращения ЭУП в личного электронного помощника студента (ЛЭП). Кроме того, использование открытых форматов позволяет компоновать ЭУП с другими модулями учебной коллекции, с электронными рабочими тетрадями и электронными ресурсами других учебных коллекций.
ЭУП можно интегрировать с модулями STEM Plus и TestAc пакета AcademiaXXI, что позволит обеспечить компьютерную поддержку решения задач, а также автоматическую генерацию заданий, пооперационную проверку решений и регистрацию результатов при выполнении контрольных работ.
На этом сайте представлены краткие “Рекомендации по созданию электронного учебника” Методика и технология разработки ЭУП, а также методика его использования в процессе обучения математическим дисциплинам описаны в монографии О.В. Зиминой “Печатные и электронные учебные пособия в современном высшем образовании: Теория, методика, практика”. Изд–во МЭИ, 2003.