Проект EduXXI
Модификатор AcademiaXXI
Учебные пакеты
Программы
Решение задач
Методика
Новости
Киоск
Конкурс
Доска объявлений
Вопросы и ответы
Главная страница
English Главная страница Обратная связь Карта сайта

Примеры

14 сентября 2008 | Рубрика: Книги

Пример 1. Найдем образ, ядро, ранг и дефект линейного оператора

^
A

X3X3 , заданного матрицей

 

A =
1 2 1
3 −1 1
2 4 2
 .

 

Решение.

1. Обозначим e1 , e2 , e3 базис пространства X3 , в котором задана матрица, тогда в соответствии с определением матрицы оператора, ее столбцы — это координатные столбцы образов базисных векторов

^
A

e1 ,

^
A

e2 ,

^
A

e3 (для наглядности мы запишем эти векторы над верхней строкой матрицы A ). Приводим матрицу A к гауссову виду (вручную или с помощью компьютера):

 

^
A

e1

^
A

e2

^
A

e3

A = 1 2 1 ~ 1 0 3/7
3 −1 1 0 1 2/7
2 4 2 0 0 0

1–й и 2–ой столбцы редуцированной матрицы линейно независимы, а 3–й является их линейной комбинацией. Следовательно, Rg A = 2 .

2. Находим ранг и образ оператора:

Rg

^
A

= Rg A = 2 .

1–й и 2–ой столбцы исходной матрицы линейно независимы и, следовательно, векторы

^
A

e1 и

^
A

e2 образуют базис в Img

^
A

(они линейно независимы, так как линейно независимы их координатные столбцы). Обозначим их g1 , g2 .

Имеем:

Rg

^
A

= dim Img

^
A

= Rg A = 2.

Базис в Img

^
A

:

 

g1 =
1
3
2
,     g2 =
2
−1
4
 .

Следовательно, образ оператора можно описать так:

Img

^
A

= α1g1 + α2g2 = α1

1
3
2
+ α2
2
−1
4

где α1 и α2 — произвольные числа.

Геометрическая интерпретация.

Поскольку X3 – трехмерное пространство, то его можно интерпретировать как пространство геометрических векторов V3 . Тогда Img

^
A

— плоскость, натянутая на векторы

g

1 ,

g

2 (рис. 1).

 

Известно, что для того, чтобы написать уравнение плоскости, нужно знать ее нормальный вектор и какую–либо точку, принадлежащую плоскости.

Находим нормальный вектор плоскости

n

как векторное произведение векторов

g

1 и

g

2 :

 

n

= [

g

1 ×

g

2] =

i

j

k
1 3 2
2 −1 4
= 14

i

− 0

j

− 7

k

или любой коллинеарный ему вектор, например,

n

= {2, 0, −1} . В качестве точки, через которую проходит искомая плоскость, можно взять ( 0, 0, 0) , так как Img

^
A

— линейное пространство и, следовательно, содержит нулевой элемент. Таким образом, уравнение плоскости имеет вид:

 

2xz = 0.

3. Находим дефект и ядро оператора.

По теореме Def

^
A

= n − Rg

^
A

, где n — размерность пространства Xn . В нашем случае Def

^
A

= 3 − 2 = 1 , следовательно, нужно найти один вектор, принадлежащих ядру оператора. Воспользуемся линейными соотношениями между столбцами:

 

^
A

e3 = 3/7 ·

^
A

e1 + 2/7 ·

^
A

e2.

Перенесем все слагаемые в одну сторону и воспользуемся линейностью оператора:

^
A

( −3/7e1 − 2/7e2 + e3) = θ.

По определению Ker

^
A

= {«x

^
A

x = θ} . Следовательно, вектор, стоящий в скобках h1 = −3/7e1 − 2/7e2 + e3 принадлежит ядру оператора и образует в нем базис:

 

h1 =
−3/7
−2/7
1

Следовательно, ядро оператора можно описать так:

Ker

^
A

= β1h1 = β1

−3/7
−2/7
1
,

где β1 — произвольное число.

Геометрическая интерпретация. Поскольку dim Ker

^
A

= 1 , ядро оператора

^
A

можно интерпретировать как прямую в трехмерном пространстве с направляющим вектором

a

=

h

1 = { −3/7, −2/7, 1} (или любым ему коллинеарным, например

a

= {3, 2, −7} ), проходящую через начало координат.

Тогда уравнения этой прямой:

x
3

  =  

y
2

  =  

z
−7

.

Пример 2. Найдем образ, ядро, ранг и дефект линейного оператора

^
A

X5Y3 , заданного матрицей

 

A =
0 1 2 −3 0
2 −1 3 0 4
2 0 5 −3 4

Решение.

1. Обозначим e1 , e2 , e3 , e3 , e4 , e5 базис пространства X5 , тогда в соответствии с определением матрицы оператора, ее столбцы — это координатные столбцы образов базисных векторов

^
A

e1,   … ,  

^
A

e5 (для наглядности мы запишем эти векторы над верхней строкой матрицы A ). Приводим матрицу A к гауссову виду (вручную или с помощью компьютера):

 

^
A

e1

^
A

e2

^
A

e3

^
A

e4

^
A

e5

0 1 2 −3 0 1 0 5/2 −3/2 2
2 −1 3 0 4 ~ 0 1 2 −3 0
2 0 5 −3 4 0 0 0 0 0

1–й и 2–ой столбцы редуцированной матрицы линейно независимы, а остальные являются их линейной комбинацией. Следовательно, RgA = 2 .

2. Находим ранг и образ оператора.

Rg

^
A

= Rg A = 2 .

1–й и 2–ой столбцы исходной матрицы линейно независимы и, следовательно, векторы

^
A

e1,  

^
A

e2 образуют базис в Img

^
A

(они линейно независимы, так как линейно независимы их координатные столбцы). Обозначим их g1 , g2 .

Имеем:

Rg

^
A

= dim Img

^
A

= Rg A = 2.

Базис в Img

^
A

:

 

g1 =
0
2
2
,     g2 =
1
−1
0
 .

Следовательно, образ оператора можно описать так:

Img

^
A

= α1g1 + α2g2 = α1

0
2
2
+ α2
1
−1
0
,

где α1 и α2 — произвольные числа.

Геометрическая интерпретация. Поскольку Img

^
A

М Y3 , а Y3 — трехмерное пространство, то Img

^
A

можно интерпретировать как плоскость, натянутую на векторы

g

1 ,

g

2 .

Находим нормальный вектор плоскости

n

как векторное произведение векторов

g

1 и

g

2 :

 

n

= [

g

1 ×

g

2] =

i

j

k
0 2 2
1 −1 0
= 2

i

+ 2

j

− 2

k

или любой коллинеарный ему вектор, например,

n

= { 1, 1, −1} . В качестве точки, через которую проходит искомая плоскость, можно взять (0, 0, 0) , так как Img

^
A

— линейное пространство и, следовательно, содержит нулевой элемент. Таким образом, уравнение плоскости имеет вид:

 

x + yz = 0.

3. Находим дефект и ядро оператора.

По теореме Def

^
A

= n − Rg

^
A

, где n — размерность пространства Xn . В нашем случае Def

^
A

= 5 − 2 = 3 , следовательно, надо найти в исходном пространстве X5 линейно независимую систему из трех векторов, таких, что

˜
A

x = θ .

Воспользуемся линейными соотношениями между столбцами оператора

^
A

, а также линейностью оператора

^
A

:

^
A

e3 = (5/2)

^
A

e1 + 2

^
A

e2 Ю

^
A

((5/2)e1 + 2e2e3) = θ Ю

 

h1 =

5
2

· e1 + 2 · e2 − 1 · e3 + 0 · e4 + 0 · e5.

Таким образом, мы нашли первый вектор ядра:

h1 =
5/2
2
−1
0
0
 .

Так как Ker

^
A

М X5 , количество координат у базисных векторов ядра должно быть равно пяти!

Аналогично находим остальные векторы ядра:

h2 = (3/2)e1 + 3e2 + e4   и   h3 = 2e1e5 ,

т.е.

h2 =
3/2
3
0
1
0
    и     h3 =
2
0
0
0
−1

Эти векторы линейно независимы (убедитесь в этом, составив матрицу из их координатных столбцов и вычислив ее ранг) и, следовательно, образуют базис в ядре оператора.

Ядро оператора можно описать так:

Ker

^
A

= β1h1 + β2h2 + β3h3 =

 

= β1
5/2
2
−1
0
0
+ β2
3/2
3
0
1
0
+ β3
2
0
0
0
−1
 ,

где β1 β2 , и β3 — произвольные числа.

 

Copyright: А.И.Кириллов © 2024
Сделано на "Интернет Фабрике"
Проект EduXXI | Модификатор AcademiaXXI | Учебные пакеты | Программы | Решение задач | Методика | Новости | Киоск | Конкурс | Вопросы и ответы | Доска объявлений
Главная страница | Карта сайта | Обратная связь