Предметная учебная коллекция — это согласованное объединение печатных и электронных учебных и методических пособий по данной учебной дисциплине или ее большому разделу.
Одна или несколько предметных учебных коллекций образуют содержательное наполнение локального сегмента формирующейся в настоящее время Единой образовательно–научной информационной среды (ЕОНИС). Например, сегмент по физике может объединить учебные коллекции по механике, оптике, электромагнетизму и т.п., а сегмент по высшей математике — учебные коллекции по линейной алгебре и аналитической геометрии, математическому анализу, дифференциальным уравнениям и т.п. Очевидно, что аналогичную структуру могут иметь сегменты ЕОНИС, отвечающие не только математическим, естественнонаучным, экономическим и общетехническим дисциплинам, но и дисциплинам гуманитарного цикла, причем как для высшего образования, так и общего среднего и среднего специального образования.
Структура (состав) учебной коллекции и характеристики ее модулей определяются требованиями полноты коллекции, спецификой предмета и дидактическими принципами. Учебная коллекция для математических дисциплин может состоять из следующих модулей:
- учебный комплекс;
- решебник;
- электронный учебник или учебное пособие;
- компьютерный контролирующий комплекс;
- модули расширения;
- ресурс в Интернете;
- методические рекомендации по использованию учебной коллекции.
Учебная коллекция максимально полно охватывает один или несколько разделов науки, соответствующих данной учебной дисциплине, и ее модули (за исключением учебного комплекса) не связаны с количеством учебных часов, отведенных на изучение дисциплины, с учебными планами и методикой преподавания. Модули, составляющие учебную коллекцию могут заменяться, адаптироваться и расширяться, и вся коллекция также остается открытой для расширения и совершенствования.
В качестве введения ко всей учебной коллекции может быть предусмотрен специальный нулевой модуль, в котором описываются цели и структура курса, а также определяются знания и умения (в том числе, требования к программному обеспечению компьютера), необходимые для его изучения. В нулевом модуле уместно предусмотреть тесты, с помощью которых определяется уровень подготовки учащегося и его компьютера, выявляются пробелы, не позволяющие успешно изучать данную учебную дисциплину, и приводятся ссылки для восполнения этих пробелов.